Преимущества и недостатки бетонных дорог

Бетонными автодорогами сегодня никого не удивишь, тем более что их строительство по всему миру началось очень давно, да и в нашей стране они появились уже в середине прошлого века. Правда после тридцати лет использования строительство бетонных трасс у нас приостановили, объяснив это тем, что они неоправданно дороже асфальтовых или асфальтобетонных. Нужно было пройти еще какому-то периоду времени, чтобы бетонки начали возвращаться, получив одобрение и согласие заинтересованных инстанций. Это не удивительно – пожалуй только автотрассы из бетона могут сегодня соответствовать уровню современного транспорта и его скоростному ритму. Речь идет, конечно, о хорошо сделанных дорогах из качественного бетона.
Каковы же преимущества бетонных автодорожных покрытий:
• Длительный срок эксплуатации (как минимум 25 лет)
• Высокая механическая прочность
• Устойчивость к динамическим нагрузкам
• Подходят для тяжелой техники
• Не требуют частого обновления верхнего слоя
• Устойчивы к температурным перепадам, влажности и атмосферным осадкам
• Создают меньше трения с автомобильными шинами, что помогает снизить расход топлива
• Отражают свет, что облегчает езду на неосвещаемых и плохо освещаемых участках дорог
Недостатки тоже есть:
• Высокая стоимость строительства (по сравнению с асфальтобетонными покрытиями разница составляет примерно 25%)
• Необходимость в новой специализированной технике и людских ресурсах
• Большая длительность строительства в связи с периодом созревания и твердения бетона
• Невысокая устойчивость бетона к химическим антигололедным реагентам
• Высокая «шумность» бетонных трасс
Некоторые из указанных проблем вполне решаемы. Например, в ряде регионов как раз более оправдано строительство бетонок в связи с достаточным объемом производимого бетона и цемента и отсутствием битума для асфальтовых смесей (нехватку отечественных битумов компенсируют закупкой аналогичного продукта в странах Латинской Америки, что едва ли выгодно).
Повышать устойчивость бетона к реагентам тоже уже научились – с помощью воздухововлекающих и гидрофобных добавок, которые не только повышают прочность материала, но и защищают его от коррозии и растрескивания. С шумом бетонных покрытий опять-таки можно успешно бороться, используя технологию «мытого бетона», что сейчас и делают в ряде стран, снижая показатели шума до нормально допустимых.
Таким образом, зеленый свет строительству «бетонок» дан, и скоро они начнут разлиновывать карту страны, наряду с привычными асфальтобетонными трассами. Чем больше качественных дорог – тем лучше, и с этим не поспорить!