Разновидности асфальтовых смесей

Асфальтовые дорожные покрытия делают из смесей, в состав которых входят: битум или натуральный асфальт, щебень, песок, отсев, присадки, пластификаторы и другие наполнители в зависимости от назначения покрытия и условий его эксплуатации.
По типу укладки различают горячий, холодный и литой асфальт.
Холодный асфальт можно применять круглогодично, но наиболее удобно его использовать при ручном ремонте ям, рытвин, трещин и подобных повреждений дорожных поверхностей. Благодаря хорошей адгезии холодная смесь прочно пломбирует полость, быстро застывает и хорошо выдерживает нагрузки.
Применение горячего асфальта ограничено теплым сезоном. Щебеночно-песчаную смесь соединяют с асфальтоцементом и продуктами переработки сырой нефти (битумом), подогревают в специальных емкостях, выливают на дорожное полотно и трамбуют катком-асфальтоукладчиком.
Литой асфальтобетон стоит дороже за счет более сложной смеси ингредиентов, включающей полимерно-битумные вяжущие добавки, и требующегося нагревающего и укладочного оборудования. Вязкую и пластичную смесь повышенной плотности нагревают до текучего состояния при температуре 200-250 градусов, а затем выливают на подготовленную поверхность. Образуется равномерное гладкое плотное покрытие, не требующее трамбовки или укатки. Литой асфальт прочен, устойчив к нагрузкам, химическим реагентам и перепадам температурного режима, водонепроницаем и отличается большим периодом эксплуатации.
Методом литья, но не горячего, а холодного, наносят асфальтовую смесь с полимерными пластифицирующими добавками. Это актуально не для покрытия больших участков дорог, а в основном для ремонта трещин и выбоин. Метод удобен всесезонным применением.
Еще один вид укладки асфальта достигается методом холодного или горячего фрезерования. Новое асфальтовое покрытие укладывается на текстурированную поверхность, образованную в результате срезанного фрезой предыдущего слоя.
Довольно дешевым считается использование вторичного асфальта, изготавливаемого из измельченного старого. Такую сыпучую крошку смешивают со связующим компонентом и применяют для засыпки дорог местного значения (коттеджные поселки, дачи и пр.)
Для тротуаров и пешеходных дорожек не требуется мощное автодорожное покрытие, поэтому используют так называемый песчаный асфальт. В качестве заполнителя смеси применяют преимущественно песок модульностью до 5 мм и отсев – самый мелкий продукт дробления щебня. При добавлении в асфальтовую смесь резиновых присадок покрытие становится более мягким, амортизирующим, комфортным для передвижения пешеходов и велосипедистов, влагостойким и, соответственно, менее склонным к размыванию.
Существуют также и специальные виды асфальтов, предназначенные для узких областей промышленности. Например, в процессе сульфирования природного нефтяного асфальта получают покрытие для стволов буровых скважин.
Из многочисленных видов покрытий сегодня пользуется популярностью цветной асфальт, для которого используют осветленный битум и различные красящие пигменты. Такие разноцветные покрытия применяют не только в дизайнерских целях, но и для выделения сигнальных участков дорог.