Применение щебня при строительстве дорог

Одно из основных направлений использования щебня – дорожные работы. Он востребован на разных этапах организации асфальтового или бетонного покрытия. Средний годовой расход материала в стране – 75 млн. куб.м. Это половина от всего объема добычи.
Актуальность щебня обусловлена высокими эксплуатационными характеристиками:
• прочность. Характеризует выдерживаемые нагрузки. Чем выше показатель, тем дольше прослужит покрытие;
• морозостойкость. Определяет количество заморозок, которые способен выдержать материал без разрушения. Данный показатель обусловлен прочностью и плотностью покрытия (отсутствием пор). Чем они выше, тем долговечнее покрытие;
• адгезия. Способность сцепления с вяжущим веществом обеспечивает целостность готовой конструкции. Особенность щебня – большое количество граней и высокая шероховатость. Он не требует дополнительной обработки, что оптимизирует его стоимость.
Наиболее значимый фактор при выборе щебня для дорожного покрытия – лещадность. Количество плоских и игольчатых зерен оказывает существенное влияние на прочность и распределение внутренних нагрузок. Актуальная характеристика для дорожного строительства – не более 17% лещадности. Если она будет выше, поверхность быстро разрушится вследствие внутренних деформаций. Это повлияет на расход связующего вещества, повысив стоимость смеси.
Для слоев дорожного полотна выбирают разные типы щебня по характеристикам и происхождению. Это обусловлено стремлением оптимизировать расходы.
Насыпной слой предназначен для выравнивания грунта и предотвращения деформаций под нагрузками. Для его устройства применяется известняковый щебень. Данный материал не отличается высокой прочностью, но способствует эффективному распределению давления.
Нижний слой дорожного полотна обеспечивает стабильность поверхности и способствует отведению влаги. Для его организации используется гравийный щебень. Этот материал обладает средними показателями прочности и разумной стоимостью. По причине хорошей фильтрации наиболее распространена фракция 20-40.
Верхний слой, принимающий максимальную нагрузку, изготавливается из наиболее прочного гранитного щебня. Ввиду высокой стоимости, в отдельных случаях его заменяют гравийным аналогом. При выборе материала необходимо обратить внимание на кубовидное зерно. Это результат дополнительной обработки, минимизирующей лещадность. Такой щебень лучше распределяет и выдерживает нагрузку.