Разнообразие видов тяжелого бетона

Наиболее широко в строительстве применяется тяжелый бетон плотностью от 1800 до 2500 кг/м3. Главными составляющими, отвечающими за его вес, являются песок и круп-ные заполнители (гравийный щебень, диабаз, известняк, доломит и гранит).Тяжелые бетоны имеют различные вариации, подходящие для применения в определенных условиях, будь то климатические зоны или определенные особенности условий эксплуатации возводимой конструкции. Виды тяжелых бетонов:

Высокопрочный бетон изготавливается на основе высокомарочных цементов, щебня высокой прочности и промытого песка пустотностью не выше 40%. При укладке смеси и формировании изделий применяют интенсивное уплотнение двойным вибрированием или вибрированием с пригрузом. Для повышения качества смеси и активности цемента используют различные методы: виброактивация и домол, добавляют суперпластифика-торы. В процессе бетонирования монолитных сооружений целесообразно применение цементов с низким содержанием алита и целлита (трехкальциевого силиката и трехкаль-циевого алюмината). Используют белитовые вяжущие.Бетон для сборных железобетонных конструкций, предназначенный для производства готовых ЖБИ и ЖБК, должен иметь ускоренные темпы затвердевания. Для этого исполь-зуется тепловая обработка, а сопутствующее увеличение прочности состава при этом определяется его активностью и минералогическим составом вяжущего. Имеет значение также режим тепловой обработки, состав и консистенция смеси.Бетон с тонкомолотыми добавками благодаря использованию тонкомолотых наполнителей-добавок может быть необходимым в тех случаях, когда условием прочности допускается большее количество В/Ц, чем требуют условия долговечности бетона, а также в случае, когда физическая прочность материала может быть обеспечена при меньшем расходе вяжущего, чем необходимо по условиям плотности.

Быстротвердеющий бетон отличается высокой прочностью на ранних стадиях твердее-ния, поэтому в качестве вяжущего используют быстротвердеющий цемент, а также различные методы ускорения твердения (хлористый водород, хлористый кальций, глино-земистый цемент), домалывание цемента с добавлением гипса (сухим или мокрым методом, доля гипса – 2-5% от общей массы), либо с использованием специальных комплексных добавок. Для получения быстротвердеющего бетона высокого качества применяют алюминатный цемент М500.

Бетон на мелком песке - это особые виды смесей. Мелкие пески характеризуются большей удельной поверхностью и повышенной пустотностью по сравнению с крупными и средними песками. Они имеют худший зерновой состав, что понижает подвижность бетонной смеси и уменьшает прочность бетона. Для компенсации этого эффекта и получения равноподвижных и равнопрочных бетонов необходимо увеличивать расход цемента. Замена мелким песком крупного оказывает влияние на осадку конуса и на удобоукладываемость смеси. При этом мелкий песок раздвигает зерна заполнителя и имеет лучшую способность к удержанию влаги, что приводит к уменьшению оптималь-ного соотношения песка в растворе, и, соответственно, меньше влияет на потребность смеси во влаге.

Гидротехнический бетон применяется при заливке конструкций, работающих в достаточно сложных условиях. Одни постоянно находятся в воде (подводные), другие расположены над водой, подвергаясь ее воздействию лишь периодически (надводные). Также различают и дополнительные подвиды, такие как: немассивный и массивный. Также подразделяются бетонные смеси, предназначенные для изготовления безнапорных или напорных конструкций. Классификация по напорно-безнапорным свойствам напрямую связана с коэффициентом водонепроницаемости бетона.

Бетон для гидротехнических сооружений должен быть рассчитан на долгий срок эксплуатации в условиях постоянного или эпизодического омывания водой. В зависимости от предполагаемых условий к такому составу предъявляются не только требования прочности, но также морозостойкости и водонепроницаемости.

Бетонные смеси для дорожных и аэродромных покрытий обязаны обеспечить устойчивость к воздействию колоссальных нагрузок от воздействия самолетов, тяжёлой техники и т.д. Для дорожных плит, из которых создается покрытие аэродромов и дорог, основным расчетным напряжением является сопротивление на изгиб. Зачастую дополнительным требованием является морозоустойчивость конструкции. В качестве покрытий для аэродромов и дорог используют асфальтобетон, который производится на основе битумов и фракционных тонкодисперсных минеральных порошков.

Литой бетон изготавливается при большом расходе воды. Данный процесс требует особых мер по предупреждению расслаивания смеси. Для его предотвращения применяют меры, повышающие водоудерживающие свойства смеси: используют водоудерживающие добавки или суперпластификаторы, используют цементы с высокой способностью к водоудержанию, увеличивают содержание в смеси песка. В качестве связующего используют быстротвердеющий цемент и обычный портландцемент.

Бетонная смесь с поверхностно - активными добавками. Такие добавки призваны улучшить свойства бетона при одновременной экономии цемента. Подразделяют добавки на гидрофобизирующие (вызывают вовлечение в смесь пузырьков воздуха, что повышает морозостойкость состава) и пластифицирующие с пептизирующим действием (способст-вуют диспергированию теста и улучшают его текучесть).